Положение женщин и детей, связанных с террористическими группами, включенными в список Организации Объединенных Наций, становится все более неприемлемым. Существует безотлагательная необходимость в определении и реализации решений, которые должны учитывать различные профили заинтересованных лиц и быть конкретными для непосредственных, среднесрочных и долгосрочных проблем, с которыми сталкиваются вовлеченные страны и сообщества. Необходимые решения выходят далеко за рамки немедленного реагирования на гуманитарные потребности и не могут быть предоставлены только гуманитарными организациями. Необходимые меры включают политическое участие; репатриацию; справедливость; судебное преследование (при необходимости), реабилитацию и реинтеграцию; доступ к психологической экспертизе и службам поддержки; и рассмотрение вопросов безопасности. Это требует участия государств-членов и других заинтересованных сторон, включая гражданское общество.
Организация Объединенных Наций обязана поддерживать государства-члены в выполнении их обязательств по международному праву. Существуют определенные обязательства международного права, применимые к действиям государств-членов в отношении женщин и детей, связанных с террористическими группами, внесенными в список ООН. Однако агентства ООН и другие гуманитарные организации, работающие на местах, сталкиваются с множеством проблем, в том числе политического и практического характера.
Хотя некоторые государства-члены уже начали репатриировать женщин и детей, темпы репатриации медленные, характеризуются нечеткими процессами и зависят от возможности и готовности государства-члена предоставлять консульские услуги. Судьба этих женщин и детей часто зависит от применения национальных законов, уровня защиты, которую они предоставляют (включая международную защиту), и подходов принимающих стран и стран происхождения к решению этой сложной проблемы.
На практике эта ситуация еще более усложняется, поскольку многие дети не имеют юридических документов, осиротели или их сопровождают матери или отцы-иностранцы, судьба которых неизвестна, или они разлучены со своими родителями или ответственными опекунами. Многие из этих женщин и детей подвергались нарушениям прав человека и злоупотреблениям, крайним актам насилия, имея ограниченный доступ или вообще не имея доступа к надлежащим медицинским, психосоциальным и другим формам поддержки, включая целостные программы реабилитации и реинтеграции. В частности, дети, которые жили в районах, контролируемых такими группами, или которые иным образом подозреваются в связях с такими группами, являются критически уязвимыми и подвергаются насилию на нескольких уровнях. Они требуют особой защиты и имеют право на индивидуальный уход и внимание.
В этом документе излагаются ключевые правовые, политические и операционные принципы, которых необходимо придерживаться при общесистемном ответе ООН на этот вызов. Это включает улучшение общесистемной координации посредством Глобального договора Организации Объединенных Наций о координации борьбы с терроризмом. Это не исчерпывающий документ, а, скорее, разъясняющий жизненно важные элементы, которые должны быть соблюдены всеми подразделениями ООН в их поддержке усилий по защите, репатриации, судебному преследованию, реабилитации и реинтеграции. Этот набор принципов особенно актуален в свете растущего спроса на помощь ООН в этом контексте.
Оригинал публикации доступен по ссылке